Предпринимаются попытки защитить территориальную целостность и неприкосновенность России уголовно-правовыми и административными средствами.
Для этого депутаты Госдумы Антон Романов, Евгений Федоров и Михаил Емельянов разработали и направили на рассмотрение проект федерального закона, предусматривающего ряд изменений в УК РФ и КоАП РФ.
Ключевой идеей законопроекта является необходимость четкого законодательного закрепления ответственности за сепаратизм и разграничения административной ответственности за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ) от уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).
Так, УК РФ предлагается дополнить новыми статьями, предусматривающими наказание за:
- пропаганду сепаратизма, выражающуюся в распространении в любой форме взглядов, идей, призывов или агитации с целью поставить под сомнение территориальную целостность РФ;
- планирование, подготовку, призыв к подрыву или посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность страны.
В рамках первого из указанных деяний также установлена ответственность за:
- изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение или рекламирование сепаратистских материалов, предметов сепаратистского характера, публичную демонстрацию кино- или видеофильмов сепаратистского содержания;
- публичное выражение симпатии к сепаратистским движениям, либо публичное отрицание территориальной целостности России, либо одобрение или попытку оправдать сепаратизм.
Минимальное наказание, предусмотренное за пропаганду сепаратизма, – лишение свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести до двенадцати лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Предусмотрена повышенная ответственность за те же деяния, если они совершены:
- лицом с использованием своего служебного положения;
- с использованием средств массовой информации;
- с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
- группой лиц по предварительному сговору;
- организованной группой;
- с применением насилия или с угрозой его применения.
Помимо этого, разработчики законопроекта выступают за дополнение КоАП РФ новой ст. 20.3.1, устанавливающей ответственность за создание, распространение или хранение в целях распространения экстремистских материалов.
Наказание за такое правонарушение предполагается в виде административного штрафа:
- для граждан в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения;
- для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения;
- для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.
По мнению авторов законодательной инициативы, введение новой статьи в КоАП РФ позволит более четко разграничить административную ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики от незаконных действий в отношении экстремистских материалов.
Предлагаемые нововведения потребуют корректировки и некоторых ныне действующих статей УК РФ (ст. 279, ст. 280, ст. 282.2 УК РФ) и КоАП РФ (ст. 20.3).
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность РФ должно караться по всей строгости закона, который должен быть принят в будущем.
Текст законопроекта № 379820-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.